понедельник, 24 января 2011
Наткнулась у одного человека на эту статью...и была весьма польщена ею. Польщена в смысле тем, что ход рассуждений очень мне близок, как и сама идея.
Просто не раз встречалась по ходу своего "увлечения аниме" с разными позициями и, упаси вас всех от этого, навязыванием восприятия этого дела. Кто-то и вправду затаривается кучей дисков, увешивает плакатами все и вся, покупает фигурки и так далее. А кто-то просто смотрит и читает. Кто-то творит. Я не призываю осуждать кого-либо, ибо это глупо, ну, а к тому же, сейчас я знаю КАК мне нравится этим увлекаться. Раньше, сидя на одном только ФОСовском форуме, мне было в радость, что вообще есть те, кто тоже этим увлечен, и радовалась, что могу просто с ними по сетке общаться. Но это было давненько, теперь времена меняются, появляется анлим, а начит куча сервисов, куча людей, с которыми в общем-то теперь уже и не хочется общаться как прежде с лицом *__*. И дело не в людях, а в том, что аниме стало уже чем-то личным.
И перестало быть хобби.
На стенах больше нет тех единичных вырезок из манги и плакатов. Фигурки доживают свой век в ящиках, а тетради перестали быть "самопалом". (может, я просто становлюсь жутким интровертом, а?)))) )
В общем, что-то я ударилась в рассуждения не по теме....так что ниже та самая статья, которая и навела меня на эту ностальгию по рассуждениям размеров в лист и овербольше)
Различия между японскими отаку и русскими.В Японии аниме, манга, jpop, консольные игры и ещё масса вещей, так или иначе связанных с "околоанимешной" тематикой - это часть культуры. Часть мира, окружающая каждого японца с самого детства. Любить какое-то аниме, какую-то конкретную исполнительницу там, японцу в Японии, вполне естественно. Для этого не требуется поиск, долгое "продирание" через тернии интернета. Просто увидел - понравилось. Примерно как у нас могут быть любители мульфильмов Тарковского или "Ну, погоди!". Человеку понравилось, потом разонравилось. Всё плавно, не меняя сосбственных взглядов на жизнь, "по ходу дела".
В России (да и не только в России, практически всюду за пределами Японии) ситуация совершенно отлична от Японии. Человек, которому всерьёз понравился этот "китайский мультик" выглядит в глазах окружающих странно. А тот, кто их собирает, понимает, ценит - вдвойне. Причём, в отличии, например, от диснея и фокскидсовщины, аниме чужеродно. Оно несёт свои идеи. Оно несёт идеи. Не детское "давайте жить дружно", а задаёт вопросы, ответы на которые не знает никто. Спасать из паутины бабочку, или не дать пауку умереть от голода? Как можно нести идеи о защите слабых, не имея возможности защитить их? Эти идеи - раздражают. Они заставляют переоценивать взгляды, менять их. А с какой стати тётя Маша будет менять свой великорусский мещанский уклад жизни? НИ-ЗА-ЧТО. Так что и появляются к вящей радости в МК да АиФе статьи о "вредных покемонах".
В России анимешник - одиночка. Да, есть Садик и Вокзал. Есть эхи. Но это всё единичные исключения. А вокруг есть люди, которые слыхам не слыхивали о подобном. Или ещё хуже. Слышали, читали. Мол, детей кондратий хватает от просмотра.
Для восприятия аниме нужно знание культуры (хотя бы относительное), языка, быта. Для японца - это естественно. Для иностранца - нет. Иностранец вынужден одновременно с просмотром аниме, "на лету" изучать всё то, что так активно используется. Это не может не добавлять лёгкой хардкорности (каламбур). Немаловажным барьером в "переходе в анимешность" является языковой барьер. Большая часть аниме сабится на английском языке. И "смотреть китайские мультики без перевода с английскими титрами" - на это обыватель не способен.
Тут следует провести чёткую линию между "муняшниками" и анимешниками. Упаси боже меня снова заниматься переклассификациями. Но тут разница принципиальная. Муняшники - те, кто посмотрел аниме по телевизору. И всё. Те, кому оно понравилось и захотелось чего-то подобного ещё. Анимешники - те, кто уже понял что Аниме - не мультфильмы. Те, кто ищет его. Ценит оригинальный звук. Тот, кто выпадая из обычного окружения создаёт новое (или присоединяется к существующему).
Муняшники - по своей сути сродни японским отаку. Так же как японские - они увидели по телевизору "прикольный мультик". Он им понравился. И они зафанатели.
Не секрет, что 90% анимешников, отаку и иже с ними вышли из "муняшников". Не обязательно это была Bishoujo Senshi. Это роботех, гайвер. Трансформеры. Алита. То, что в своё время увидел на "дописках" к пиратским видеокассетам. То, что мельком посмотрел в дабе с гнусавым русским переводом. Но запало в сердце. И потянулся...
И вот тут наступает принципиальное различие между теми, кто остаётся муняшником навсегда, и тем, кто становится анимешником (с закосом под будущего Отаку). Разница идёт в отношении к тому, что смотришь. Пускаешь или нет ты это самое Нечто к себе вовнутрь? Или смотришь как нечто "очень прикольное"? Это принципиальная разница.
Большинство знакомых мне анимешников очень мало что-то делали в "околоанимешной" тематике. Они не пели под караоке "занукоку", не косплеились, не обвешивали всё и вся постерами с любимым Рё-о-ки, не делали себе маечку с Евой. Зато у них на полках лежали шедевры, о которых большинство муняшников даже слыхом не слыхивало.
Вот эта разница о которой я хотел сказать. Разница между путём японского отаку (или нашего, отечественного, муняшника) и отаку, анимешником не-японцем. Если у первого это увлечение, которое, вполне может быть, пройдёт через несколько лет, увлечение стоящее в одном ряду с музыкальными пристрастиями, ролевиками (недаром анимки в садике проходят недалеко от ролевиков и тому подобными людьми. Потусовался и забыл. (Кстати. Ключевое слово "потусовался". Быть долгое время муняшником в одиночку неинтересно. Косплейщиком тем паче. А вот в компании свято дело.)
Я ни в коей мере не хочу осудить муняшников. Это замечательно, что кто-то может воспринять аниме без изменения себя, без адаптации под новую, незнакомую культуру. Это очень хорошо.
Но это совсем иное, отличное от того, что пытаюсь выразить я. Отличное от того пути, по которому я иду. Если говорить математическим языком - это разные координаты. Муняшники могут бултыхаться с моей точки зрения около нуля, так ничего и не поняв в аниме, посмотрев пару тивишек и десяток мувишек. И при этом быть талантивыми косплейщиками. И наоборот, есть люди, которые не способны связать и десятка слов в красивое предложение, не умеющие и нежелающие говорить с незнакомыми людьми, и в то же самое время продвинувшиеся по пути Отаку намного дальше и глубже меня. (Намного - не то слово).
Теперь немного нонсенса (в смысле - спорного высказывания, за которое меня ещё не раз пнут). Местоположение в этом двухмерном массиве соственно, авторов аниме. Кто они такие - крутые Хардкорные Отаку или очень продвинутые косплейщики/додзинзики? В рамках этой "двухмерной" системы - это те, кто далеко ушёл по обоим путям. Постижения аниме и творчества.
На всякий случай, если до сих пор не получилось высказаться чётко, повторюсь: Есть два пути восприятия аниме. Один - аниме приспосабливается под зрителя, всё ненужное и непонятное выкидывается. Это путь "муняшек". А есть путь Отаку - когда аниме воспринимается как данность, его "постигают". Понимают, пытаются разобраться в происходящем. Перестраивают себя под аниме.
© George Shuklin
@темы:
Чужое творчество,
Аниме,
Личное
у меня никогда не было друзей-анимэшников. да, есть одна знакомая, которая занимается косплеем, ездит на фестивали в другие города, но мы с ней крайне редко пересекаемся. есть брат, который изредка смотрит что-нибудь изредка - мягко сказано: он может пересмотреть Бибопа в третий-четвертый раз, а за другое не сядет. всего пять вещей за два года посмотрел. но у меня самой никогда не было желания купить фигурку, значок или плакатик. все в себе: какие-то идеи, мысли, рассуждения. кстати, ели бы не анимэ, я бы никогда не стала "писать" именно в кавычках, бо настоящей писаниной я это не считаю и так активно осваивать ФШ.
просто люди не понимают, что этот "китайский мультик" может быть красивее и глубже, чем голливудская ерундистика, считающаяся серьезным продуктом.
Насчет освоения ФШ и "писательства" это верно. С фанфиков, пусть и оставленных себе в упрек и мотивацию к совершенствованию, я вообще смогла допустить мысль о том что я могу написать что-то. И потом выносила идею о серии книг, но не об этом речь. да, всё в себе, по большей части.
просто люди не понимают, что этот "китайский мультик" может быть красивее и глубже, чем голливудская ерундистика, считающаяся серьезным продуктом.
ну да - это самое распространенное. Еще в детстве запрещали смотреть покемонов, чего только не говорили - и что там 25 кадр, и что там закодировано насилие, уродства.... А нынешняя молодь считает это новой субкультурой.... В таком случае, фанаты Гая Риччи тоже субкультура, ога.
просто эта тема для меня живая и актуальная уже пару лет. я не могу нормально смотреть многие фильмы: сразу начинается разбор пролетов, хе-хе. хотя и глотку за персонажа какого-нибудь вряд ли буду рвать. просто отстаивать свою тз, по которой и взрослый-серьезный человек может иметь такое увлечение. на филателистов же никто бочку не катит...
Это как?
Ящитаю все эти споры о персах заранее бессмысленны, если кто-то хочет кому-то навязать своё видение. Моно обсуждать и выяснять стороны перса в рамках канона, но никак не с пеной у рта доказывать, что он-таки бла бла.
Тоже часто встречаю такое и редко где можно увидеть просто обсуждение личностей кино\манги\аниме. Хотя, срач был везде и всегда. Поэтому в споры стараюсь не вступать, меня ж несет, а во вторых - ничего они не дают.
на филателистов же никто бочку не катит
вот кстати да, считают за порядок вещей. Хотя вот так посмотришь на фотки отаку и их комнаты....думаешь. что марко-значечные фанаты курят в сторонке...
это так, что в обители зла 4 у девушки уже сорок раз бы порох отсырел; что монетки, которыми она заправляла обрез вылетали бы не ровненькими, а погнутыми и почерневшими; что сцена с огромным зомбаком и "топором" в душевой кабине предугадывалась заранее... ну, и так далее. причем это не самый худший фильм, который я смотрела недавно. в общем, в таком роде...
про споры: ну, я раньше участвовала только в антияойных и антиюрийных спорах на другом сайте. теперь спокойно отношусь ко всему - это же не в жизни
хы-хы, у людей, которые приходят к нам впервые шок обычно: брат коллекционирует книги - фантастику и фэнтэзи, причем сериями, у меня все в различных материалах ддля рукоделия: бисер, натуральные камни, нитки, серебро.
каждый сходит с ума по-своему
Ну к таким вещам я вообще без лишних сантиментов отношусь. Особенно бесят откровенные киноляпы. Я сурова к таким ошибкам, особенно если они совершаются в крутых фильмах голливуда.
Честно говоря те примеры что ты привела повергли в ужас отвращения.
про споры: ну, я раньше участвовала только в антияойных и антиюрийных спорах на другом сайте. теперь спокойно отношусь ко всему - это же не в жизни
Я поняла одно - кто что хочет, то и выбирает. Кто-то не в меру извращенец, кто-то маньяк, кто-то сталкер а кто-то по зверушкам. Уж коли у человека в мозгу засела эта мысль - так и не выгонишь. Я вот не сторонник юри и яоя. хотя последний мне интересен, если это не порно, а ближе к сенен-аю. В принципе и юри можно также ... Меня больше интересуют разные подачи чувств, а не плотские утехи. это я считаю перебор, который надо дозировать.
хы-хы, у людей, которые приходят к нам впервые шок обычно: брат коллекционирует книги - фантастику и фэнтэзи, причем сериями, у меня все в различных материалах ддля рукоделия: бисер, натуральные камни, нитки, серебро.
каждый сходит с ума по-своему
Круто чо)) я собираю собственую библиотеку, плюс у меня страсть к блокнотам, тетрадям и тому подобному....)
А, еще сумки ** Раньше значков было много, теперь это просто милая память в сундучке)
угу, я тоже больше склонна к этому... но ни одну яойную или сене-айную мангу/анимешку так и не посмотрела (Лавлес на 7-ой серии бросила, хотя штука интересная)
те примеры что ты привела повергли в ужас отвращения.
да ладно, говорю же, не самое страшное. фильм вообще смотрибельный.
кстати, по поводу увлечений и извращений: мне кажется, что если девушка увлеклась яоем, это еще ничего не говорит... была на том сайте одна админша - знатная яойщица (очень любила Лелуща), дык воооот.... другой админ на том сайте - суровый парень-гетчик, если так можно выразиться, был ее парнем =)))
Лавлесс говорят анимешка знатное УГ, потому что манга в стопицот раз круче. Я не читала мангу, но аниме посредственное. Из-за слитой концовки в частности, а может из-за жуткого депрессняка в целом.
Вообще читала пару манг-аев и несколько яойных плюс смотрела Чистую романтику (сенен ай) и СП (sensetive pornograph) (яой в чистом виде). И вот после всего этого я сказала себе - канон это хорошо, а фан-пейринги плохо. Вообще не люблю, когда выдумывают ересь, типа Лелуш\Сузаку, Сай\Саске, Какаши\Наруто и т.п.
Потому что фан он как правило не несет ничего кроме как "пацеловал\трах*нул". Да и вообще на эту тему можно много чего рассказать (про фан-то).
да ладно, говорю же, не самое страшное. фильм вообще смотрибельный.
не смотрела ни одну часть и пока что не тянет)
А вообще, да, есть и хуже, это известно...))
кстати, по поводу увлечений и извращений: мне кажется, что если девушка увлеклась яоем, это еще ничего не говорит... была на том сайте одна админша - знатная яойщица (очень любила Лелуща), дык воооот.... другой админ на том сайте - суровый парень-гетчик, если так можно выразиться, был ее парнем =)))
А кто что говорит? я знаю парня в ИРЛ который прется с яоя, и не в ИРЛ знаю, он тоже прется с яоя. И никто ничего, их девушки зато любят сильно сильно)
А по поводу девушек - я говорю, это повсеместно и меня этим не удивишь. Единственно что раздражает, что все это обсуждается, рисуется, пишется, но как правило чувств глубоких, психологии отношений нет. Просто потому что - вот и все..=_=
И он ей был парнем в смысле партнером?))) о как забавно)
не-не-не, фан-пейринги иногда очень даже хорошо, потому что крайне редко, но случаются фанфики очень красивые и глубокие по своей сути, но их слишком мало в общей куче ГЭ...
Ну, про то и речь. Что из пруда не выловишь рыбку без го*на.
Именно потому что сама читала такие фанфики и имею возможность сравнивать я так и говорю.